Фролова Влада «Творить добро не поздно никогда»

Творить добро не поздно никогда. Можно ли сказать, что в этом заключен тайный смысл книги «Дом, в котором…» Мариам Петросян?  В реальной жизни мы довольно часто сталкиваемся с размытыми понятиям добра и зла, ведь каждый сам устанавливает для себя эти рамки и поступает сообразно собственной совести. В книгах все иначе: благодаря авторской воле, добро и зло разграничиваются намного четче и яснее. Свет и тень, черное и белое. Серые тона редко проступают на первый план. И тут мы открываем «Дом, в котором…» и… волей-неволей задумываешься, что же в этой книге есть благо, а что зло, и, к своему удивлению понимаешь, что, как и в жизни, эти понятия весьма неоднозначны.

 Все происходит на окраине безымянного города, в месте под названием Расческа. Оно поросло новенькими белыми многоэтажками, похожими на близнецы – зубцы, а среди них стоит старое, серое и ничем не примечательное здание под названием «Дом». О Доме жители зубцов предпочитают не упоминать, не вспоминать… Они стараются его даже не замечать, ведь Дом – это место, где живут их страхи. Дом – это интернат для детей-инвалидов. Все это слишком похоже на реальность, где в роли многоэтажек выступают обычные люди, а Дом - это человек, не похожий на них. Дом можно сравнить с его обитателями, детьми-инвалидами, ведь их сторонится общество, и выжить в этом мире можно только с помощью таких, как они сами, либо людей с чистой душой.  

Однако тут мы натыкаемся на первую странную истину – обитатели серого дома как будто вовсе не подозревают, что они чем-то обделены. Да и читателю приходится сложить изрядное количество головоломок, прежде чем мысль о несовершенстве этих детей складывается воедино. Она зарождается, зреет, а потом, когда прочитана уже треть первой книги, собирается вместе из редких намеков и недомолвок.

Во время чтения не возникает ощущения, что с этими детьми что-то не ладно, ведь на первый план повествования неизменно выходят их яркие, самобытные характеры, такие живые и цепкие, что оторваться от книги невозможно. Да и сами персонажи совершенно не считают себя инвалидами. Все воспитанники Дома – дети разного возраста. Тут и совсем несмышленые малыши, и подростки, готовящиеся к выпускному, но объединяет их всех одно – готовность всегда прийти другому на помощь. Конечно, как в любом коллективе, не обходится без ссор, порой очень серьезных, но при этом, если возникает угроза, все воспитанники Дома в буквальном смысле готовы встать плечом к плечу.

Я считаю, что творить добро не только никогда не поздно, но и никогда не рано. Человек может совершить добро в любом возрасте, пусть даже маленькое и незначительное для одних, но такое великое и нужное для других. Одним из таких примеров может служить принятие в «стаю» мальчика по прозвищу Вонючка (позже мы узнаем, что это один из главных героев книги). Своими неуемными шалостями, активностью и постоянной болтовней Вонючка сводил окружающих с ума, никто из младших не хотел дружить с ним. Но нашлись ребята, для которых этот мальчишка стал верным и добрым другом. Такой, на первый взгляд, простой поступок по сути перевернул жизнь Вонючки, несколько лет спустя названного Шакалом Табаки.

Подростки, живущие в четвертой комнате, являются основными героями книги, все они, выросшие из маленьких аутсайдеров, готовы помогать не только друг другу, но и прочим персонажам, даже не людям. Примером такой помощи  можно считать и подкармливание Горбачем местных собак. Казалось бы – обычное дело, что в этом такого? Но каждый раз этот тихий мальчик рисковал быть замеченным, наказанным и все равно продолжал просовывать куски хлеба в «Наружность» - за территорию Дома сквозь отверстия в сетке-рабице, где бегали голодные дворняги, такие же неприкаянные, как и сам Горбач.

Воспитатели не участвуют в жизни детей, сторонясь их, поэтому воспитанники дома обходятся своими силами. Старшие помогают младшим, ходячие – колясочникам, детей с недостаточно развитым интеллектом опекают все.

 Особенно мне запомнилась сцена в «Кофейнике», когда за одним столом сидели Слепой и Сфинкс. Первый – незрячий вожак четвертой палаты, второй – его друг, подросток, не имеющий рук. Слепой помогал Сфинксу пить кофе, а Сфинкс описывал ему все, что он видит и «как» видит.

В Доме никто никогда не испытывает жалость, нетерпимость или брезгливость – все, кому действительно нужна помощь, ее получают, но при этом никому не делается поблажек. Истинное милосердие обитателей Дома в том, чтобы научить каждого новичка жить полноценной, интересной жизнью, не ограниченной рамками восприятия людей по ту сторону забора. Разве имеет значение то, что кто-то не может ходить или видеть, если при этом этот «кто-то» прекрасно нанизывает бусины на шнурки, красиво смеется или делает интересные записи на стенах – общепризнанной летописной доске Дома? Творить добро действительно не поздно никогда. Главное – начать.

 

о проекте | школьные новости | фоторепортаж | статьи | литературная страничка | ваша новость